Дети в храме

         

  

 « Но Иисус сказал : пустите детей и не  препятствуйте им  приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное…»      (Евангелие от Матфея глава 19:14)…

  Появление детей в Православной семье всегда большая радость. Рождение их сделалось великим утешением для людей, когда они стали смертными. Поэтому-то и человеколюбивый Бог , чтобы сразу смягчить наказание прародителей и ослабить страх смерти , даровал рождение детей , являя в нем… образ Воскресения. Слово Божие признает детей не столько достоянием родителей, сколько собственностью Божией: “Вот наследие от Господа: дети, награда от Него – плод чрева…” (Пс. 126: 3). Какая мать могла когда-либо сказать: буду иметь плод?  Какой отец мог сказать: буду иметь сына?.. Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия, то и другое есть Божие дело, Божий дар.       Но этот дар накладывает серьезную ответственность на родителей, о чем хорошо говорит святитель Иоанн Златоуст: «Не одно рождение делает отцом, но хорошее образование; не ношение во чреве делает матерью, но доброе воспитание… Если рождаемые тобою дети получат надлежащее воспитание и твоими заботами наставлены будут в добродетели, это будет началом и основанием твоему спасению, и, кроме награды за собственные добрые дела, ты получишь великую награду за их воспитание».                                                                                                            Для нас довольно будет и того, если мы позаботимся воспитать чадо свое в страхе Божием,  и благонамеренными наставлениями оградить их от понятий, чуждых Православной веры. Что во благое посеем в душах своих детей в их юности ,то может после прозябнуть в сердцах их, когда они придут в зрелое мужество, после горьких школьных и современных испытаний, которыми нередко обламываются ветви благого домашнего христианского воспитания… Как мать чадолюбивая , передадим об этих предметах нашим детям, как сумеем. Слова матери более могут действовать на них, нежели слово постороннего человека. Наставления  других действуют на ум, а наставления матери — на сердце.                                          Самое лучшее, что могут сделать родители, – это молиться. Дети копируют взрослых, и если мы будем работать над собой, изменяться к лучшему во Христе, то они это сразу почувствуют, последуют нашему примеру и будут тянуться жить так, как живем мы. Мы только своей жизнью можем объяснить им то, для чего недостаточно слов.                                                                                                              Сейчас такое время, что детей окружает очень много соблазнов, плохих компаний, что приходится задумываться о том, как сделать  так, чтобы ребенок остался в семье, а не ушел вслед за искушениями. Часто подросшее чадо уходит из храма. Это в какой-то степени закономерно. Но все же ежедневная совместная молитва, праздничные и воскресные богослужения, привычка обращаться к Богу по мелким и крупным нуждам – всё это  должно приводить к навыку. Если детство было согрето любовью и озарено родительской верой, то подросший человек будет знать, куда ему вернуться после бурь и лишений, неизбежных в этом мире. И тогда его возвращение к вере будет осознанным, его приход к Богу – это его решение, никем не навязанное, уже не «за послушание». Собственно, это осознанное христианство и будет триумфом нашего воспитания.  Проблема воцерковления детей актуальна во все времена. Тем более она актуальна сегодня, когда опыт православного детства имеет далеко не каждый человек. Хорошо, что нынешние родители стремятся сделать церковную жизнь понятной и близкой своим детям, приводят их в храм, но крайне важно задуматься о двух вещах: для чего я привожу ребенка в церковь, и что необходимо делать для того, чтобы его пребывание там принесло желанный плод. Святые отцы учат, что терпение трудностей, связанных с воспитанием наших детей, — это спа­сительный крест, «иго Господне», благодаря ко­торому,  соделывается наше спасение. «Ребенок в храме» — это не только цель, к которой мы дви­жемся, это живое свидетельство наших духовных достижений и падений. А потому будем неустан­но искать Того, Кто из распадающейся нашей при­роды создает «новую тварь», и сами себя и детей наших Христу  Богу предадим.                                                                                                                                         

  « … Пустите детей приходить  ко   Мне  и не возбраняйте им…»    

       Пусть никто и ничто — ни при каких переменах времени — не мешает детям приходить ко Христу! Дети тех, кто принял крещение и принадлежит Царству Божию, должны так же принадлежать этому Царству. «…Подобно тому, как дети свободных рождаются свободными…» — говорит святой Иоанн Златоуст.

И да умудрит нас Господь!

 

          

        Уроки Православной культуры с настоятелем храма                                               иеромонахом Митрофаном.

    Слово православие – это перевод сложного греческого слова ортодоксия.  Орто означает «верный, правильный». А вот слово докса в греческом языке имеет два  значения. Первое – «учение», «мнение». Второе – «прославление». Значит,  слово ортодоксия, как и слово православие, имеет еще оттенок: «правильная вера»,  «верное учение». Христиане считают верным учение Христа.

  Уроки православной культуры, которые стали преподавать в нынешнее время в школах , помогают познакомить детей с Божьим миром, Церковью Христовой, Святой Русью, осознать всемогущество Бога – Творца и Учителя, ввести  детей в мир традиций своего народа, изучение культуры духовной жизни на примере христианства, его морально-нравственных качеств. Изучая историю Православной Церкви, русской православной культуры, связанной непосредственно с христианским духовным опытом, ребенок получит повод подумать о том, в какой стране он живет, каких ценностей придерживались его предки, почему люди, не раздумывая, шли на смерть из-за своих религиозных и духовно-нравственных принципов. А главное он поймет, что высшими ценностями являются любовь, милосердие, сострадание, необходимость добрых поступков , слов, мыслей, уважение своего языка, что есть что-то в жизни еще, кроме еды, сна и удовольствий, научится различать добро и зло в современном мире, в котором, к сожалению, моральные критерии давно перестали определять общественную жизнь.                                                             Все то, чем жили наши предки и то, что отличает современную Россию от других стран, можно только в контексте  духовной христианской традиции. Правосла­вие сыграло ключевую роль в станов­лении российской       государственно­сти . Исторически сложилось так, что культура нашего русского народа основывается на духовно-нравственных ценностях  Православия: письменность пришла к нам от святых просветителей славянских народов Кирилла и Мефодия; русские классики, всем нам известные, так же были людьми глубоко верующими.                                                                                                                                Тебе Бог дал свое призванье,            
Тебе Он светлый дал удел:
Хранить для мира достоянье
Высоких жертв и чистых дел;
Хранить племен святое братство,
Любви живительный сосуд,
И веры пламенной богатство,
И правду, и бескровный суд.
О, вспомни свой удел высокий,     Былое в сердце воскреси                                     
И в нем сокрытого глубоко
Ты духа жизни допроси!
Внимай ему, и все народы
Обняв любовию своей, –
Скажи им таинство свободы,
Сиянье веры им пролей !                                                                                                       (Алексей Хомяков, 1839 г.)                             русский поэт, богослов.

    Православие теснейшим образом связано с патриотизмом, так как выполнение долга перед Богом, родителями и Родиной  является основополагающим для христианина. Часто задаются вопросом: христианство и война, убийства на полях сражений и евангельские истины — разве это сочетаемо ? Церковь всегда отвечала, что она благословляет не убийцу, а защитника, не силу победителей, но их подвиг, ибо «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Так в России Церковь всегда благословляла воинов.  Чем является для русских людей православная вера, хранимая в страшные годы гонений и помогающая побеждать даже тогда, когда пораже­ние кажется неизбежным. В книге Владимира Зоберна «Бог и Победа: верующие в великих войнах за Россию » описываются  три великие войны, пережитые Россией, и роль, которую сыграли в них Русская Православная Церковь, священнослужители и простые верующие. Вспоминая нашу историю, вспоминая великую славу русского оружия и осознавая наше духовное наследие, мы верим в лучшее и благодарим Господа, благословившего Россию на Победу.  У нашей страны особый путь, а вера в Бога и любовь к Родине — это то, что делает человека человеком даже в эпоху самых страшных гонений и невзгод.                                            Раскрытие этих основ , которые насквозь пронизаны христианским учением, поможет учащимся с большей легкостью проникнуть  в православную среду.         

Материалы о книге  В. Зоберна « Бог и Победа:                                                               верующие в великих войнах за Россию.»                                                                     использованы  с сайта  : tv-soyuz.ru

 

                                              Юные пономари храма.

  Слово «пономарь» официально происходит от древнегреческого «парамона́рь»; παραμοναριος — «приставник», «привратник», «придверник» — служитель православной Церкви, обязанный звонить в колокола, петь на клиросе и прислуживать при богослужении. В Типиконе его еще называют «параекклисиарх» или «кандиловжигатель».  В России пономарь уважительно именуется — алтарник, а в разговорной речи —дьячок, реже — послушникТак с древности именовали человека, который помогает священнику готовиться к богослужению — приносит просфоры, вино, возжигает свечи в алтаре. Во время богослужения пономарь возжигает и подает кадило, готовит теплоту, а также следит за чистотой и порядком в алтаре и храме.                                                        Для многих пономарь, алтарник — человек загадочный. Пока мы — простые прихожане — молимся во время службы, ему приходится совершать множество всяких действий (понятных и не очень). Но особое умиление вызывают юные пономари.

    В древней Церкви его обязанностью было неотлучное пребывание при священных местах, например, в Вифлеемской пещере, где родился Спаситель, на Голгофе, как для охраны их от святотатства, так и для оказания различных услуг паломникам.
Он наблюдал за имуществом храма, возжигал светильники перед богослужением и гасил их по окончании его. Со временем к обязанности «парамонаря» было отнесено чтение и пение за богослужением, принесение в алтарь просфор, вина, воды, ладана, приготовление и подача священнослужителям кадильницы и теплоты, призывание верующих к богослужению колокольным звоном и, наконец, уборка храма и алтаря.
С конца
XIX века в Русской Церкви термин используется неофициально — назначение на должность пономаря благословляется настоятелем храма без письменного приказа. Обязанности пономарей разделены между звонарями, певчими, алтарниками и псаломщиками. 

(223)

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *